суббота, 7 мая 2011 г.

говорящая фамилия

стас пил один. он сидел в своей комнате одного из многочисленных общежитий города луповска на продавленном кресле. на табуретке стояла бутылка водки. за креслом валялось ещё несколько. стас брал бутылку, наливал в стакан, выпивал и занюхивал последним куском хлеба. он был небрит, грязен и запущен, тело стаса прикрывалось рваными между ног синими шортами и безразмерной футболкой с растянутым горлом. стас пил один до тех пор, пока в его комнату не вошёл старый знакомый. с брезгливым видом он осмотрел комнату и самого стаса, а после небольшой паузы сказал:
- ну вот в кого ты сейчас превратился?
стас равнодушно снова заполнил стакан и взял его в руку...
- ну вот что ты делаешь? - продолжал знакомый, - разве ты этого хотел?
- я хотел быть канатоходцем в детстве, а ты? ты не хотел быть канатоходцем?
старый знакомый смутился. это был человек новой закалки, так сказать. он всегда знал откуда и в какую сторону дует ветер, знал свое место в этом мире, ясно знал то, что надо ему для счастья (новый автомобиль, достроить третий этаж на даче и купить новую мебель в гостиную). но он совершенно забыл все свои детские мечты и вообще считал, что помнить их не следует...
- так ты хотел быть канатоходцем? или может с самых пеленок хотел стать главным редактором провинциальной газеты?
- между прочим ты был лучшим журналистом этой газеты, а сейчас...
старый знакомый взмахнул рукой с выставленным указательным пальцем как бы и угрожая, укоряя, и в то же время ничего из этого не делая.
- понятно, - уловил его мысль стас, - у тебя кончились нормальные журналисты и ты пришёл ко мне. продажи падают, потому что читатель перестал встречать на страницах острые социальные статьи стаса конченного, а тебе надо срочно достроить дачу, старость всё ближе и ближе, а более прибыльного дела ты найти уже не сможешь. я угадал? ха! видишь какая хватка у меня до сих пор? очень помогает бесплатно в электричках ездить.
на этих словах стас прямо преобразился, появился огонёк в глазах, даже из-за туч наконец выползло солнце и осветило его лицо через полуразвешенные шторы.
- а что если я просто решил вытащить своего друга? это же самое дно! - и старый знакомый опять взмахнул рукой с выставленным указательным пальцем как бы акцентируя внимание собеседника на этих словах и в то же время как бы и не акцентируя.
- это не самое дно, - стас наконец поставил стакан назад на табуретку и тоже эмоционально выставил указательный палец, - я видел самое дно, я видел, как сошедший с ума ветеран наставляет ружье на чиновника в своей новой квартире, я видел как внук убивал свою бабушку, чтобы заплатить кредит за телефон... издержки профессии... это не самое дно...
- а хочешь сменить обстановку? хочешь, я тебя в сочи за свой счет отправлю или в турцию? может ты просто выдохся?
- может я просто сошёл с ума как тот ветеран? ну бывает же такое. внутренний стержень, который помогает переносить человеку трудности, сам берет и ломает. вот так и я... сижу перед тобой в кресле бесхребетный и пью... конечно, ты сейчас скажешь, что я пьян, но знаешь... я - супергерой... - стас сделал серьезное лицо, - и у меня такая суперспособность - не пьянеть.
пауза.
- ну тебя, - взмахнул рукой с выставленным указательным пальцем старый знакомый, - ты подумай всё-таки над моим предложением... хорошо?
стас кивнул.
- ты же хороший журналист, очень цепкий. мы в редакции даже шутили, что человек с такой говорящей фамилией не может не докопаться до правды.
- с моей говорящей фамилией, кстати, только в полиции служить... майор милиции конченый. звучит! а ты знаешь, почему я не сменил свою говорящую фамилию на какую-нибудь более звонкую и яркую? - стас выдержал паузу и сам ответил, - когда мне одиноко я с ней разговариваю.
старый знакомый улыбнулся, открыл дверь и уходя сказал:
- всё-таки ты больной. до встречи.
и закрыл дверь. стас взял стакан и влил себе в рот. потом поставил стакан на табуретку и занюхал последним куском хлеба. стас снова сидел и пил один.
- кто это был? - спросил женский голос за спиной стаса.
- мой старый знакомый. говорил, что я на самом дне, работу предлагал...
- и что ты сказал?
- а ты разве не слышала?
- я не помню, что ты сказал...
- я сказал ему, что это не самое дно, - отвечал стас даже не оборачиваясь, - в конце концов у меня есть ты, поэтому я не так уж и одинок...
- он тебя в сочи звал?
- ну без тебя то я всё равно никуда не поеду!
- а вдруг у тебя будет другая?
- да не выдумывай ты! какая другая?
- ну я совсем же тебе не подхожу. тебе нужна яркая и красивая, а я...
- ты моя единственная фамилия... и никакая другая фамилия, будь она говорящая или нет, мне не нужна. я же люблю тебя. успокойся.
- я тоже тебя люблю, - сказала в ответ стасу его говорящая фамилия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий